Росавтодор ввел запрет на движение большегрузных автомобилей в дневное время суток, если температура воздуха превысит 32 градуса тепла. В соответствии с ведомственным приказом это ограничение действует с 15 июня по 15 августа. По логике чиновников, эта мера убережет плавящийся, как шоколад, под солнцем асфальт от колес автопоездов. По мнению экспертов, приказ бесполезен, коль скоро отсутствуют механизмы его выполнения. Скорее он может спровоцировать рост коррупции на российских дорогах.

Временное ограничение движения тяжеловесных транспортных средств на федеральных дорогах в летний период Росавтодор ввел впервые. Появление приказа ведомство объясняет тем, что в жару дорожный асфальт не выдерживает тяжести грузовиков и деформируется. Единственная возможность спасти дороги – запретить движение тяжелых автопоездов днем, когда наступает самая жара. Глава Росавтодора Анатолий Чабунин пообещал информировать водителей об ограничении движения посредством радио, сайта Росавтодора и рассылкой SMS-сообщений. Кроме того, Росавтодор уже опубликовал полный перечень автодорог, на которых вводится ограничение движения, с указанием федеральных госучреждений, а также филиалов «Российских автомобильных дорог», на которых возложено исполнение приказа. Нет сомнений, что региональные власти не останутся в стороне от федеральной кампании и внесут свою лепту в спасение подведомственным им региональных дорог, организовав соответствующие запреты и кордоны.


Между тем дополнительные препятствия для грузоперевозок по всей стране создадут дополнительные экономические проблемы – пусть и не катастрофические, но во многих регионах все же чувствительные. Сегодня автотранспорт в России обеспечивает более 82% общего объема наземных грузоперевозок. Тяжелых последствий для отечественной экономики в результате действий Росавтодора эксперты не предсказывают. «Подобные запреты существуют во многих странах. В частности, их вводят Белоруссия, Украина и Казахстан. И большого негативного влияния на экономику этих стран от ограничения грузовых автоперевозок не отмечено», – говорит замгендиректора компании «Совтрансавто» Андрей Брашкин. Он напомнил, что в апреле правительство утвердило новые правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые вступят в силу с 26 июля. Согласно документу, «тяжеловесным грузом считается тот груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств». «Если контролируемые параметры не превышают допустимых значений, то грузовому автотранспорту можно двигаться в любую жару по любым дорогам», – отметил Брашкин. Таким образом, приказ не касается основной массы грузоперевозчиков, которые жестко контролируют параметры загрузки. Правда, тогда возникают сомнения в эффективности запрета.

Председатель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что приказ Росавтодора вызвал в СМИ признаки паники. «Запрет действует для узкого сегмента грузоперевозок. Это доли процента от общего объема», – подчеркнул он. Автопоездов, перевозящих по 15–20 тонн груза, равномерно распределенного по осям, это не касается. Кстати, согласно ГОСТу, дорожное покрытие рассчитано на осевую нагрузку 10,5 тонны. Причем в любое время года. Почему асфальт такой хлипкий, это должно интересовать прокуратуру, но никак не водителей автопоездов. Войтко не исключил, что из-за непрофессионализма значительной части участников автоперевозок недобросовестные чиновники, ссылаясь на запретительный приказ, попытаются заняться дополнительным вымогательством у водителей. Последние, впрочем, тоже не без греха – признает профсоюзный лидер. Ведь около 20% от общего объема автоперевозок приходится на перевозку тяжеловесных грузов, не оформленных надлежащим образом.

Ситуация усугубляется отсутствием отработанного механизма реализации запрета Росавтодора. В частности, многим перевозчикам до сих пор непонятно, как использовать данные метеопрогнозов и как именно следует информировать водителей. К идеям главы Росавтодора (радио, Интернет, SMS) отношения у Войтко, похоже, скептическое. Ну а электронные щиты на федеральных и региональных автотрассах отсутствуют. «Мелом на картонках, что ли, будут писать запрет?» – недоумевает лидер «дальнобойщиков». Вероятно, что практическая невозможность выполнить приказ продемонстрирует неэффективность системы госуправления. Чиновники формально свою миссию выполнили, не заботясь о последствиях. По мнению Войтко, последствиями запрета будут рост коррупции, увеличение издержек у перевозчиков и разрушение асфальтового покрытия дорог практически теми же темпами, что и раньше.