Площадка перед казанским ипподромом стала «полем битвы» для дальнобойщиков - участников конкурса водительского мастерства «Казань-2012». В кулуарах мероприятия представители рынка автоперевозок делились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тем, что наболело. Рынок автомобильных грузоперевозок бурно растет: по данным минстранса РТ, сегодня порядка 64% перевозок осуществляются грузовым автотранспортом, сами логисты считают – все 78! Однако будущее у перевозчиков туманно. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», участников рынка больше всего пугает грядущее вступление в ВТО, растущие налоги и стареющие водители с «совковым» менталитетом.

То, что водители выделывали на своих огромных фурах, действительно, захватывало дух

 

 

ГАИШНИК НА ХОДУЛЯХ, ТРИБУНЫ ИЗ АВТОФУР И ЛЕГЕНДАРНЫЙ «КАМАЗ-МАСТЕР»

На улице Взлетная сегодня патрулировал необычный постовой - «ДПС-ник» на ходулях с непривычно большим жезлом в руках (праздник приурочен ко дню образования ГАИ – ГИБДД). Гигант приглашал казанцев, проезжающих мимо на машинах, на конкурс водителей магистральных автопоездов, организованный НП «Логистика и автоперевозки Татарстана», возглавляемым Леонидом Штейнбергом.

К 9 часам утра у ипподрома уже собрались все 35 участников конкурса водительского мастерства. Рядом сверкали необычной чистотой их «боевые» машины (грузоподъемность - до 20 тонн). Из автофур же находчиво соорудили трибуны для зрителей. А вот выставочная часть оказалась не слишком разнообразной. Выделялись стенды «МАЗа» и IVECO, активно вели себя страховые компании и представители шинного сектора, популярностью у фотографирующихся пользовался красавец «КАМАЗ» - участник ралли «Дакар» команды «КАМАЗ-мастер». А вот представителей таких автомобильных гигантов, как Man, «Мерседес», в числе гостей праздника в этом году не наблюдалось… Поблизости расположилась выставка ретро-автомобилей от клуба «Волга-21», а также импровизированные мастерские (гончарная, чеканка монет) времен Волжской Булгарии.

Гигант «ДПС-ник» приглашал казанцев на конкурс водителей магистральных автопоездов

СТАРЫЙ ВОДИТЕЛЬ «КОЛЕИ» НЕ ИСПОРТИТ

После небольшого театрализованного представления и выступления клуба казанских байкеров начался собственно конкурс. Водители – их всего 35 – коротко рассказали о себе. Как правило, это мужчины 40 - 45 лет, у многих стаж вождения переваливает за 20 лет… Собственно, вот и обнаружилась одна из насущных проблем грузоперевозчиков, которыми за сценой они делились с корреспондентом газеты. Возраст водителей растет, а хороших работников днем с огнем не сыщешь, вот и приходится организовывать такого рода конкурсы, чтобы популяризировать профессию и как-то скрашивать трудовые будни дальнобойщиков.

Но вот машины вышли на старт. То, что водители выделывали на своих огромных фурах, действительно, захватывало дух. «Змейка», «заезд в бокс», «кольцо», «параллельная парковка» (на сленге – тещин язык), «колея» и другие сложные фигуры вождения они проделывали на высокой скорости, так что небольшая ошибка могла даже стоить жизни многим болельщикам… К счастью, ЧП не произошло.

Главный судья конкурса – легендарный автогонщик Фирдаус Кабиров, пилот команды «КАМАЗ-Мастер», в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что ловить сантиметры при «заезде в бокс» на таких больших машинах очень и очень сложно, и даже признался, что сам без длительной подготовки смог бы исполнить лишь часть подобных трюков.

«НАДО ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАБОТАТЬ, УМЕТЬ ПРИЕЗЖАТЬ ВОВРЕМЯ, ЗАГРУЖАТЬ ГРУЗ, ДОСТАВЛЯТЬ – И ВСЕ!»

Для гостей конкурс стал площадкой для неформального бизнес-общения. Корреспондент газеты поинтересовался у них: для чего водителям-дальнобойщикам нужны навыки филигранного вождения? С какими проблемами сталкиваются сегодня грузоперевозчики и что их ждет в будущем?

Леонид Штейнберг - руководитель транспортно-коммерческой фирмы «Кама-Тракс» (Набережные Челны), президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

- Перед перевозчиками сегодня стоит задача – чтобы после вступления в ВТО не потерять рынок. К сожалению, в России хороших тягачей нет, поэтому работаем на иностранных машинах – IVECO, Scania, Volvo. Надо профессионально работать, уметь приезжать вовремя, загружать груз, доставлять – и все! К сожалению, повышается утилизационный сбор, транспортный налог. Надо по-другому смотреть, любая перевозка имеет себестоимость, повышается себестоимость – увеличивается себестоимость продукции, которую перевозим, а мы перевозим 78 процентов продукции! В республике президент поставил задачу довести внутренний валовый продукт до 2 триллионов, а его же нужно перевозить, значит, для этого нужно тысячу машин приобрести дополнительно! Надо «дать» цены, доступные кредитные условия и лизинговые программы.

Николай Стукалов - замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ:

- В Татарстане, как и во всей России, идет рост автомобильных грузоперевозок. Не так хорошо задействованы речные перевозки, авиаперевозки как грузовые имеют минимальный процент, и железнодорожные перевозки теряют свои объемы, а автоперевозки значительно растут. По оценкам, в РТ сегодня порядка 64 процентов перевозок осуществляются грузовым транспортом. Проблемы у нас с водительским составом, средний возраст водителей перевалил за 45 лет. Перед государством сейчас стоит задача строительства логистических центров, чтобы автомобили не заходили в центр города. Как государство, мы разрабатываем схемы финансирования, с тем чтобы были приемлемые условия для приобретения транспорта, в частности компенсация процентной ставки по кредитам.

Рашид Калимуллин - вице-президент ассоциации «Логистика и автоперевозки Татарстана», директор транспортной компании «Логистика» (Набережные Челны):

- В нашем бизнесе грядут не очень приятные события, к сожалению. Собираются ввести утилизационный сбор, который вроде бы защищает отечественных производителей, таких как «КАМАЗ». Но, чтобы ввезти импортную машину, российскийперевозчик должен будет заплатить дополнительно 600 тысяч рублей. Конкурировать с зарубежными перевозчиками в рамках ВТО нам будет очень сложно. Помимо этого, собираются ввести новый дорожный налог - 3,5 рубля за каждый пройденный километр (имеется в виду плата за возмещения вреда дорогам для машин свыше 12 тонн – ред.). Хотя мы и так платим транспортный налог, а также косвенный налог, заложенный в стоимости дизтоплива. Будет тяжело, но умирать, конечно, никто не будет, но, к сожалению, за все это будет платить конечный покупатель, мы с вами. Государство вводит это как «меры по поддержке малого бизнеса», но автотранспортный бизнес абсолютно демонополизирован, госучастия очень мало, и как правило, мы все – представители малого и среднего бизнеса. Это такая «помощь» государства? Ну спасибо.

- Михаил Никин - генеральный директор компании «Инфорком»:

- Почему мы здесь? У нас специализация – снабжение топливом междугородных и международных перевозок от Дальнего Востока до Ла-Манша. Перевозки - это такой клуб, в котором люди знают друг друга, встречаются. Татарстан, благодаря личному участию Леонида Штейнберга, стоит особняком и опережает другие регионы по числу подобных мероприятий. И порою такие встречи - возможность щелчком пальцев разрешить то, что могло тянуться месяцами. В России сегодня заниматься бизнесом очень тяжело, и перевозчикам в особенности, потому что норма рентабельности у них достаточно низкая, кроме того, условия периодически меняются в худшую сторону. Легких и дешевых кредитов нет, отсроченные платежи по выполненным перевозкам достигают 60 - 90 дней. По этой причине мы заправляем только в кредит, чтобы перевозчик не думал, есть ли у него деньги на карточке или нет.

Выступление клуба казанских байкеров

Сергей Обухов - директор фирмы «Агро-Казань» (перевозка особо тяжелых и крупногабаритных грузов)

- Для меня, как вице-президента ассоциации грузоперевозчиков Казани, этот конкурс – пропаганда профессии. Испытываем дефицит кадров, надо привлекать молодежь. Что касается изменений в законодательстве, думаю, что все эти сборы отменят, потому что кроме вреда они для России в целом не несут. Особенно сборы во время весенней распутицы, когда останавливают практически весь парк на месяц и более. Если посчитать доходы, которые якобы идут на улучшение дорожного покрытия, они не превышают тех минусов, которые теряет страна в целом. А что касается закрытия Казани для большегрузов, думаю, это правильно. Потому что двигаться в пиковое время на фурах в Казани, действительно, невозможно. Но для начала нужно продумать инфраструктуру стоянок перед въездом в город.

Марат Каримов - директор ООО «ГЛОНАСС-Кама»:

- На дорогах разные ситуации бывают: вовремя среагировать на любую ситуацию водитель-профессионал обязан. Участвовать в этом конкурсе для них престижно. В Казани в последний год очень сложно водить большие грузовики, нас очень не любят, думают, что все пробки из-за нас, на самом деле все пробки – из-за плохих и узких дорог, но надеюсь, что к Универсиаде откроют развязки и на проблему будет меньше. Официально Казань для большегрузов уже закрыта, но власти относятся к нам со снисхождением, потому что невозможно обеспечить город всем необходимым, не запуская фуры. Когда будут построены логистические центры вне города, это будет возможно.

Сергей Ермошин - генеральный директор транспортной компании «Герта»:

- За 10 лет рынок грузоперевозок взорвался. Сейчас можно купить хороший автомобиль с хорошей фурой, люди видят, что это может принести хороший доход. Нам, старым перевозчикам, сложно работать с молодыми напористыми ребятами, которые «роняют» ставки, перебивают клиентов. Но самая большая проблема - это водительский состав, у водителей остался менталитет на постсоветском уровне: продать солярку, запчасть, поменять колеса. И найти честного, ответственного, грамотного водителя - большая удача. Из приятных событий - позавчера открылся сервисный центр IVECO в Набережных Челнах, на трассе М7 такого не было, мы были поражены. IVECO вкладывает значительные средства в развитие своей марки в регионах. К сожалению, мы не видим на этом мероприятии таких брендов, как Man, Мерседес и Volvo. Видимо, они считают, что уже завоевали российский рынок.